
03.09.2025
03.09.2025
Объект и предмет исследования – проблемы занятости молодёжи и старения населения в Китае в контексте сокращения предложения рабочей силы и негативного влияния этих факторов на экономический рост КНР. Цель работы – выделить и оценить с научной точки зрения основные направления проводимой в Китае политики сохранения рабочих мест за людьми, достигшими пенсионного возраста в сочетании со стратегией создания принципиально новых оцифрованных рабочих мест для выпускников вузов и колледжей КНР, политики, исключающей противопоставление не уходящих на пенсию возрастных и молодых граждан. При исследовании использованы общенаучные и другие аналитические методы: обобщения, группировки, статистического и сравнительного анализа. По результатам работы сделаны следующие выводы: 1. Комплексно решая проблемы молодежной занятости и использования «серебряной экономики» как одного из драйверов экономики, Китай успешно реализует политику перехода от ускоренного количественного экономического роста к качественному росту, исключая при этом межпоколенческое противостояние. Обновленная стратегия развития КНР учитывает демографический фактор старения и снижения рождаемости, и предполагает превращение его из нагрузки на экономический рост в конкурентное преимущество для стимулирования внутреннего рынка и потребления при повышении качества жизни населения Китая.
Проблемы старения социума КНР широко анализируются экспертным сообществом преимущественно в контексте негативного воздействия сокращения предложения рабочей силы и производительности на экономический рост Китая. Сокращение численности трудоспособного населения, по оценке экспертов ВБ, ведет к тому, что средний рост рабочей силы может упасть с 0,3% в 2000–2020 гг. до диапазона: от -1,1 до -1,4 %% в 2025-2045 гг. [1]. При этом отмечается, что быстрый экономический рост национального хозяйства Китая при улучшении общественного здравоохранения повысил порог продолжительность жизни с 60,2 лет в 1974 г. до 78,2 лет в 2021 г. Ожидается, что в течение последующих 20 лет доля пожилых граждан вырастет примерно до 28,0% населения, в то время как общая численность населения Китая сократится до 1,35 млрд человек к 2045 г. [1]. По мнению ряда азиатских экспертов (XiFeng Yang, Mei Hui Qi, 2024), старение населения – это социальная проблема, вызывающая беспокойство во всем мире, и, поскольку Китай является самой густонаселенной страной в мире, то изучение вопроса как справиться со старением населения, является острой проблемой, о которой должны думать все слои китайского общества. Указанные авторы утверждают: старение населения оказывает значительное тормозящее воздействие на экономическое развитие, поступательность процесса старения населения окажет негативное воздействие на экономический рост Китая и мировой экономики в целом и в длительной перспективе. В качестве рекомендаций правительству КНР предлагается осмотрительно повышать расходы на здравоохранение, поощрять и направлять жителей к самостоятельному уходу за собой, а также умеренно увеличивать расходы на личное здравоохранение, чтобы способствовать экономическому развитию и реализовать цель «Здорового Китая» [2]. По мнению Jiaze Ni (2024) число нетрудоспособных пожилых людей к 2050 г. вырастет до 38,8%. В силу роста безработицы среди молодежи рост пожилых людей провоцирует в обществе формирование атмосферы невозможности заботиться о своих пожилых родственниках как в силу финансовых, так временных возможностей [3]. Таким образом окончательный вывод достаточно большого числа исследований сводится к тому, что старение населения Китая потенциально снизит экономический рост. После 2035 г., когда урбанизация будет завершена, доказывает А. Garcia-Herrero (2024) падение предложения рабочей силы неизбежно ударит по городам, что приведет к падению производительности и, следовательно, экономического роста [4]. Смена политики регулирования рождаемости с 2016 г. с одного ребенка на двух детей, а с 2021 г. – трех детей для дальнейшего повышения рождаемости представляется достаточно слабо аргументированной.
Китай вступил в период «глубокого старения» [5], степень которого находится на уровне выше среднего в мире. При этом имеют место две определяющие тенденции – старение в связи с увеличением продолжительности жизни и старение, связанное со снижением рождаемости.
Однако, в отчете КНР по данному вопросу подчеркивается, что для этого процесса характерны пять трендов:
а) на каждых 4-х пожилых людей в мире приходится один китаец;
б) темпы старения достаточно высоки, в связи с чем в течение 30 лет население будет находиться в периоде быстрого старения;
в) ожидается, что доля пожилых людей превысит 10% примерно к 2050 г.;
г) старение наступает прежде, чем человек становится богатым;
д) тренды процесса старения стали разнонаправленными в городах и сельских районах. Для сельской местности характерен отъезд молодежи в города в поисках работы, что ведет к общей неустроенности их быта, неопределенности в материальном обеспечении, что в итоге препятствует созданию семьи и, соответственно, росту рождаемости. Согласно представленной диаграмме (рис. 1) пик нагрузки на экономику КНР придется на 2045–2050 гг., а затем еще и на 2080 г.
Рис. 1. Диаграмма старения населения в КНР до 2100 г.
Источник / Source: 任泽平 (Рен Зепинг) 中国老龄化报告2024 (Отчет о старении Китая за 2024 год) 2024年09月05日 平 ( 05 сентября 2024)(Дата обращения: 14.12.2024)
Старение, вызванное долголетием, отражает прогресс общества и улучшение медицинских стандартов. С экономической точки зрения старение – это исчезновение демографического дивиденда с последующим ростом коэффициента социального иждивенчества, увеличением пенсионного бремени и нагрузки на систему соцобеспечения, ростом государственного долга и снижением жизнеспособности социальных инноваций и предпринимательства [5].
Международный опыт привлечения миграционного потенциала в национальные экономики представляется китайскому истеблишменту мало приемлемым в силу сложности интеграции иммигрантов в китайский социум. Однако, в Китае весьма активен процесс внутренней миграции: в настоящее время в стране насчитывается около 300 млн так называемых местных мигрантов, из них 190 млн человек – трудовые мигранты, приехавшие в большие города в поисках работы. Для них в КНР проводятся ярмарки вакансий, например, в 2024 г. их было более 150 000, что позволило заполнить более 90 млн вакансий. В целях обеспечения занятости таких мигрантов Министерство человеческих ресурсов и социальной защиты, а также другие ведомства запустили совместную сервисную акцию для трудовых мигрантов, преследуя цель способствовать их возвращению на родину, в основном это сельская местность, созданию для них там новых рабочих мест и обеспечению стабилизации их занятости. В рамках углубления трудового сотрудничества между востоком и западом страны, обеспечения занятости населения государственная служба труда и занятости предлагает безработным более 2300 видов услуг по трудоустройству, которые играют важную роль в увеличении занятости и доходов фермеров и содействии возрождению сельских районов.
Третий Пленум ЦК КПК 20-го созыва предложил усовершенствовать систему поддержки и обслуживания развития народонаселения, политическую систему поддержки рождаемости и механизм стимулирования, систему отпусков по рождаемости; создать систему субсидирования рождаемости, улучшить уровень базовой рождаемости и детских медицинских государственных услуг, а также укреплять всеобщее строительство системы ухода за детьми. В основе политики содействия повышения рождаемости в КНР – четыре базовых аспекта: экономическая поддержка, сервисная поддержка, временная поддержка и культурная поддержка, то есть комплексная увязка всех стимулов и мер поддержки в единое целое.
Так, например, в области просвещения деторождения сделан акцент на полную либерализацию и поощрение деторождения как общую доминирующую тенденцию. Предусмотрено предоставление субсидий по беременности и родам, индивидуальных налоговых вычетов и субсидий на покупку жилья. Одновременно увеличивается предложение услуг по уходу за детьми и предоставление субсидий по уходу за престарелыми родственниками.
Акцентируется внимание на повышение защиты трудовых прав и интересов женщин при ускорении создания разумного и эффективного механизма распределения затрат на рождение ребенка между государством, предприятиями и семьями. В КНР формируется система социальной поддержки гендерного равенства, например, равный отпуск по беременности и родам для мужчин и женщин. Одновременно усиливается защита равных прав внебрачных рождений и разрешается поддержка вспомогательной репродукции, в т.ч. предоставление субсидий на вспомогательную репродукцию (ранее не приветствуемых в КНР).
На формирование атмосферы сострадания и дружественного восприятия такого естественного процесса как старение населения направлена вся государственная политика в КНР. Что касается социальной политики, то она нацелена на ускорение координации всех ветвей социального обеспечения, повышение роли второго и третьего столпов системы пенсионного обеспечения. Речь идет о создании системы обучения на протяжении всей жизни, в рамках которой можно учить пожилых людей, продвигать прогрессивную политику в части отсрочки выхода на пенсию и поощрять компании, которые сохраняют рабочие места для людей 60+ и нанимают пожилых работников.
Предполагается также поощрять родственников и друзей, заботящихся о пожилых и ускорить подготовку профессиональных кадров в сфере ухода за пожилыми людьми. Будут увеличены инвестиции в образование, улучшено качество рабочей силы, что позволяет перейти от «демографических дивидендов к дивидендам человеческого капитала» [5]. Одновременно в Китае получила развитие интеллектуальная система ухода за пожилыми людьми: «Интернет+уход за пожилыми людьми» при одновременном содействии индивидуализации подхода к данному виду услуг.
Вместе с тем, руководство Китая осознает, что демографический фактор оказывает существенное воздействие на темпы роста национальной экономики. Поэтому при реализации национальной стратегии активного реагирования на старение населения в новую эпоху здесь стараются «придерживаться постепенного расширения обязательной реформы пенсионного возраста в соответствии с принципами добровольности и гибкости».
По данным китайского статистического ведомства численность пожилого населения в возрасте 60 лет и выше в КНР в 2023 г. составила 297 млн человек или 21,2%, что позволяет оценить Китай как умеренно стареющее общество. По оценкам экспертов, в период с 2030 по 2035 гг. более 400 млн китайцев (30% населения) составят так называемое «сильно стареющее общество», а к середине этого столетия более 500 млн человек (свыше 40% населения) войдут в «общество сверхстарого возраста».
При этом руководство КНР осознает, что в 60 лет люди обладают богатейшим опытом, знаниями, навыками и опытом. Отсрочка выхода на пенсию является важным способом содействия участию пожилых людей в общественной жизни и возможности самореализации, способствует развитию и использованию дивидендов долголетия в целом, является одной из мер активного реагирования на старение населения.
На заседании 3-го Пленума ЦК КПК 20-го созыва было предложено: «Активно реагировать на старение населения и совершенствовать политический механизм развития ухода за пожилыми людьми, развивать индустрию ухода за пожилыми людьми, относя этот аспект социальной политики к составляющим гражданской работы, реализуемой в рамках Национальной стратегии». В новую эпоху в Китае необходим консенсус в социуме для построения системы управления, улучшения качества и эффективности обслуживания стареющего населения. Пожилые люди – это драгоценное богатство страны и нации.
Генеральный секретарь Си Цзиньпин отметил: «Пусть пожилые люди будут иметь заботу, поддержку, счастье и безопасность в старости, что связано с социальной гармонией и стабильностью. Мы должны активно поощрять уважение к пожилым людям, заботиться о пожилых людях и поддерживать пожилых людей» [6].
Активное реагирование на старение населения – это долгосрочный и сложный системный процесс, включающий различные области и аспекты: экономику, политику, культуру, общество и экологическую составляющую, а также систему обслуживания и промышленного развития. Соответственно, это связано с увеличением институциональных инноваций, принятием политических мер, расширением финансовых инвестиций при координации работы, а также совершенствованием системы поддержки здравоохранения, социального обеспечения и ухода за пожилыми людьми.
Одновременно ученые КНР проводят исследования по устранению структурного дисбаланса в услугах по уходу за пожилыми людьми, расширяя и оптимизируя спектр предложений таких услуг, развивая общественные учреждения по уходу и совершенствуя механизмы работы государственных учреждений, в т. ч. в сельской местности, повышая долю рабочих ставок для медсестер.
Недавно были опубликованы «Основные направления по развитию «серебряной экономики» для улучшения благосостояния пожилых людей», подготовленные и принятые главным управлением Госсовета КНР. Это первый в Китае специальный документ, направленный на поддержку развития «серебряной экономики».
Текущая «серебряная экономика» оценивается примерно в 980 млрд долл. США (7 трлн юаней) – 6% ВВП Китая. Ожидается, что к 2035 г. эта сумма вырастет до 4,2 трлн долл. США (30 трлн юаней) – 10% ВВП. «Серебряная экономика» открывает новые возможности для развития народного хозяйства КНР, поскольку она включает в себя широкий спектр направлений, длинную производственную цепочку и разнообразные бизнес-форматы. Она ориентирована, как правило, на человека, на его потребности – от физических товаров до услуг, культуры, искусства, спорта, отдыха и пр. «Серебряная экономика» – это развитие внутреннего рынка потребления, это стимулирование спроса, что является одним из важнейших драйверов развития экономики в предстоящие годы, а, следовательно, реализации задачи ориентирования на внутренний рынок и развития спектра предложений товаров и услуг для потребления внутри страны.
Предполагается разместить 10 промышленных парков высокого уровня, ориентированных на развитие производства товаров для «серебряной экономики», соответственно, развитие потенциальных отраслей с четкими перспективами на будущее, таких как умное здравоохранение, вспомогательные устройства для реабилитации, борьба со старением. Таким образом, национальная направленность развития на производство высокоточных продуктов и моделей обслуживания формируют комбинированный эффект. В настоящее время появляются новые технологии и новые продукты, такие как: умный и здоровый уход за пожилыми людьми, устройства для вызова по принципу «нажми и говори» и интеллектуальные датчики дыма, автоматизированные услуги мониторинга и раннего предупреждения для пожилых людей, а также интеллектуальные роботы-медсестры и роботы для обслуживания дома.
Вместе с тем, у экспертов вызывает обеспокоенность данные о падении предложения рабочей силы и, соответственно, роста заработной платы. Китай уже сталкивается с нехваткой рабочей силы, поскольку молодые люди избегают работы на заводах и стройках. Средняя заработная плата в Китае выросла более чем на 100% за последнее десятилетие, значительно опередив рост заработной платы в соседних странах Юго-Восточной Азии. Китайские компании присоединяются к другим компаниям по всему миру в поисках более дешевой рабочей силы за рубежом.
Рекордное количество – 3,4 млн молодых китайцев, мотивированных перспективой пожизненной занятости и льготами, включая субсидируемое жилье (безработица среди молодежи остается высокой) пришло в 2024 г. на сдачу экзаменов для поступления на государственную службу. Такой спрос на госслужбу среди молодежи отражает «спрос на стабильность» со стороны разочарованного поколения Z в Китае и отсутствие привлекательных вариантов в частном секторе, даже несмотря на то, что местные органы власти испытывают трудности с выплатой заработной платы.
В табл. 1 приведена структура китайского народонаселения и выделен уровень фактической занятости молодежи по сравнению с такой страной, как США.
Согласно данным табл. 1, возрастная группа от 16 до 59 лет составляет 61,3% общей численности населения КНР. Сравнительный анализ занятости в КНР и США среди молодежи показывает, что в целом в Китае она имеет рост, а в США, напротив, снижается. Но западные эксперты, в частности ОЭСР, считает, что уровень безработицы молодежи в КНР в 2024 г. был сопоставим с безработицей молодых в Италии – 21,3%, в Греции же и в Испании она была гораздо выше, соответственно, 23,3% и 27,6 %.
Таблица 1. Численность и состав населения Китая на конец 2023 г. и сравнительный анализ уровня занятости молодежи
Наименование / Description | Численность, тыс. чел (на 31.12.2023 г.) / Number, thousand people (as of 31.12.2023) |
Доля в % / Share, % | Занятость молодежи / Youth employment |
Уровень занятости молодежи в США / U.S. Youth employment rate |
|
Год / Year | % занятости / % of employment | ||||
Всего население страны | 140967 | 100.0 | 2015 | 10,71% | 11,61% |
В т.ч. мужчин | 72032 | 51.1 | 2016 | 10,61% | 10,41% |
Женщин | 68935 | 48.9 | 2017 | 10,47% | 9,24% |
Городское и жители поселков | 93267 | 66.2 | 2018 | 9,71% | 8,61% |
Жители деревень | 47700 | 33.8 | 2019 | 10,73% | 8,37% |
Возрастная структура населения КНР | |||||
Группа 0-16 лет | 24789 | 17.6 | 2020 | 10,73% | 14,87% |
Группа 16-59 лет | 86481 | 61.3 | 2021 | 12.71% | 9,71% |
Группа 60 дет и старше | 29697 | 21.1 | 2022 | 12.41% | 8,1% |
В т.ч. 65 и старше | 21676 | 15.4 | 2023 | 14,85% | 7,98% |
Китайские эксперты отмечают, что проблема создания новых рабочих мест для молодежи, адекватных их уровню квалификационной подготовленности и собственно запросам молодых людей, все же имеет место. И связано это, преимущественно, с нежеланием молодежи продолжать трудиться в традиционной китайской системе – т.е. отпуск не более 14 дней, ненормированный трудовой день и пр. Особенно резкие сетования в этой части звучат со стороны китайских руководителей крупных компаний с иностранным капиталом. Так, исполнительный директор China Labor Watch, Ли Цян утверждает, что плохие условия труда также отбивают у многих образованных молодых людей желание искать постоянную работу, традиционный уклад работы китайских фирм не приемлем для молодых людей, особенно получивших образование за пределами КНР. И хотя многие китайские компании продолжают требовать от сотрудников работать по 12–16 часов в сутки, и ждут, что они согласятся на шести-семидневную рабочую неделю, найти таких работников становится все сложнее: в настоящее время многие молодые люди в Китае отказываются от работы с такими тяжелыми условиями и массово переезжают в сельские районы с более низкой стоимостью жизни, используя электронную коммерцию как источник дохода [7].
Китайское правительство предприняло ряд мер по расширению возможностей трудоустройства для выпускников колледжей, включая проведение кампаний по набору персонала в кампусы и увеличению уровня занятости безработной молодежи. В ноябре 2024 г. на официальном сайте Министерства образования Китая сообщалось, что министерство начало кампанию по набору выпускников колледжей 2025 г. в национальную систему образования «более 1000 высококачественных работодателей в сфере образования» из различных ключевых регионов Китая. Предполагается создать более 30 000 новых рабочих мест. Однако Ли Цян (China Labor Watch) заявил, что, до тех пор, пока китайские власти не обеспечат фундаментального улучшения условий труда работников, проблема безработицы среди молодежи в Китае вряд ли улучшится в ближайшие пять лет [7].
По оценкам китайского эксперта Яо Цзинъюань (специального исследователя канцелярии советника Госсовета и бывшего главного экономиста Национального бюро статистики) [8] политика увеличения доходов городских и сельских жителей при повышении платежеспособности спроса может повысить в краткосрочной перспективе уровень занятости в КНР. Молодежная возрастная группа, по его оценкам, – это основная группа роста потребления. Если до 2024 г. политика поддержки занятости, как правило, была нацелена на стабилизацию доходов путем снижения налогов и сборов, отсрочки выплат по социальному обеспечению, для снижения нагрузки на предприятия, чтобы предотвратить сокращение персонала или увольнения, то с 2024 г. реализуется политика поощрения компаний увеличивать количество сотрудников и расширения возможности трудоустройства на рынке. Меры по снижению налогов и сборов по факту оказались недостаточными для решения текущих проблем малых, средних и микропредприятий. Для поддержания уровня занятости эксперты предлагают разработать специальную политику субсидирования компаний, повышающих уровень занятости, т.к. занятость – это фактор роста издержек. Предлагается также рассмотреть вопрос субсидирования личного потребления посредством выпуска потребительских ваучеров.
Таким образом, с 2024 г. в Китае обозначен широкий спектр мер по финансовой поддержке занятости, поощрению компаний увеличивать занятость, чтобы молодежь могла трудоустроиться, повышая потребление.
В настоящее время в Китае создается в среднем 13 млн новых рабочих мест в год, что позволяет держать уровень безработицы в городах на невысоком уровне. В большой развивающейся стране с большим населением достигнута относительно полная занятость [9]. На макроуровне китайский истеблишмент рассматривает полную занятость как адекватную возможность трудоустройства, справедливую среду и оптимизированную структуру занятости, эффективный подбор рабочих мест и гармоничные трудовые отношения, при сохранении мест трудовой активности для представителей «серебряного» возраста. На микроуровне рассматривается полная занятость, что означает, что работники не только имеют рабочее место, но и то, что работа стабильна и безопасна, а доход разумный.
Содействие качественной и полной занятости, как указывается в документах КПК – это новое позиционирование и новая миссия работы по трудоустройству в новую эпоху и новый путь движения китайского социума. Необходимо придерживаться концепции развития, ориентированной на человека, реализовывая при этом потенциал самозанятости работников, рыночно-регулируемой занятости, государственного содействия занятости и поощрения предпринимательства, руководствуясь реализацией стратегии приоритета занятости и его усиления [9].
Сложившееся несоответствие между спросом и предложением человеческих ресурсов является основным противоречием, с которым сегодня сталкивается сфера занятости в КНР. Решение этого противоречия, как указано в речи Председателя КНР Си Цзиньпина, лежит в ускорении создания современных человеческих ресурсов отличного качества и разумного ее распределения. Необходимо адаптироваться к новому витку научно-технической революции и промышленной трансформации, изучать и оценивать тенденции развития человеческих ресурсов, координировать образование, обучение и трудоустройство, динамично корректировать структуру специальностей высшего образования и структуру ресурсов, энергично развивать интеграцию профессионального образования, промышленности и образования, а также интеграцию науки и образования, повышая эффективность развития человеческих ресурсов [9].
В рамках реализации этих установок акцент в КНР сделан на трудоустройство, в первую очередь, выпускников колледжей. С января 2024 г. ситуация с их трудоустройством, а также других молодых людей в основном стабильна, а количество сельских трудовых мигрантов продолжает расти. По состоянию на 1.12.2024 г. число людей, вырвавшихся из бедности, достигло 32,96 млн человек. По данным Министерства человеческих ресурсов и социального обеспечения, за 11 мес. 2024 г. в городах было создано 11,98 млн новых рабочих мест, в т.ч. были повторно трудоустроены 4,75 млн безработных, нашли также работу испытывающие трудности с трудоустройством 1,48 млн человек.
С 2024 г. отделы кадров и социального обеспечения продолжают реализовывать политику сокращения страховых взносов (занятых) по безработице и производственным травмам, внедряют и совершенствуют практики стабилизации рабочих мест, предоставляют специальные кредиты и субсидии для роста занятости, усиливают поддержку различных субъектов предпринимательства: в т.ч. частные компании, малые, средние и микропредприятия, продвигая прямое субсидирование. За 9 месяцев 2024 г. в КНР было распределено 80,2 млрд юаней в виде различных субсидий для поддержания занятости. В 2024 г. ЦК КПК и Госсовет опубликовали «Мероприятия и директивы по реализации приоритетной стратегии занятости в целях содействия качественной и полной занятости», в которых четко обозначены общие требования и меры по реализации политики занятости, провозгласив фактически первую стратегию содействия высококачественной и полной занятости в КНР. Таким образом, содействие качественной и полной занятости является новым позиционированием и новой миссией работы по трудоустройству «в новую эпоху и новый путь».
При этом в Китае наметился процесс углубления региональной специализации при создании новых рабочих мест и модернизации производств. Так, в Пекине и на прилегающих к нему территориях активно развиваются отрасли инновационного, высокотехнологического, интеллектуального производства и цифровой экономики. Пекин также играет ведущую роль в проектах обновления городов и промышленности, создании большого количества рабочих мест. Пекинский район Сичэн начал строительство «15-минутного кружка службы занятости», опираясь на уличные центры государственных услуг и другие учреждения, для создания станций службы занятости для тщательного изучения данных о рабочей силе, сбора вакансий, публикации информации о занятости, согласования спроса и предложения, а также оказания помощи в трудоустройстве и руководства по обучению.
Шаньси Датун ускорил развитие цифровой индустрии, направив средства на поддержку развития индустрии услуг передачи данных, сформулировал специальную политику поддержки, представил и развивал отраслевые проекты по вызову данных и аннотированию, такие как Shanghai Runxun и JD Logistics, продолжает углублять строительство индустриального парка службы человеческих ресурсов и реализует модель «один парк, несколько районов, несколько площадок». В индустриальном парке создан Альянс по трудоустройству выпускников колледжей Лючжоу, в который входят шесть местных университетов и близлежащие округа (районы), совместными усилиями которых здесь были открыты 10 станций обслуживания кадров и 39 рабочих точек, предоставляющих услуги по трудоустройству для ключевых групп выпускников колледжей.
С 2024 г. на различные виды субсидий повышения занятости было потрачено 80,2 млрд юаней, 130,9 млрд были выделены на поддержку по сокращению взносов по страхованию от безработицы и стабилизацию занятости, 20,4 млрд юаней были выданы в качестве единовременных субсидий на расширение рабочих мест компаниям, которые нанимают молодых людей, в т.ч. безработных выпускников колледжей, а 9 млрд юаней, выданных на поддержку трудоустройства молодых, были направлены на 170 тыс. предприятий, где молодых выпускников колледжей приняли на работу.
В 2024 г. Министерство человеческих ресурсов и социального обеспечения КНР запустило специальную кампанию по набору десятков миллионов человек в день, обозначив период в 100 дней для создания более 10 млн рабочих мест для выпускников колледжей и других групп. Одновременно была начата работа по предоставлению централизованных услуг по трудоустройству выпускникам колледжей и других группам молодых людей – в подборе места работы, помощи в преодолении трудностей для выпускников колледжей 2024 г., в трудоустройстве бросившим школу. Реализуя политику полной занятости, например, в провинции Шаньдун активно создаются рабочие места на предприятиях, организуются специальные мероприятия по трудоустройству – «Государственные предприятия Цзи Тонг», «Месяц обслуживания частных предприятий» для того, чтобы расширить каналы трудоустройства для выпускников и помочь частным предприятиям привлекать таланты. В провинциях Чэнду и Сычуань полностью внедрен механизм совместной работы в школах, создана платформа для совместного содействия трудоустройству 481,7 тыс. выпускников, заранее предоставлены государственные услуги по трудоустройству на территории кампуса. В 2024 г. примерно 43 тыс. молодых людей, включая 1155 выпускников колледжей материкового Китая, будут привлечены на работу в Синьцзяне. При этом тем выпускникам колледжей, которые нашли работу в отдаленных районах или на старых промышленных базах, предоставляются компенсация за обучение и возмещение национального студенческого кредита в соответствии с установленными правилами.
Таким образом, главным приоритетом, основной целью политики создания новых рабочих мест и модернизации старых производств стало содействие развитию человека и получению им знаний, поощрение молодых людей, участвующих в ключевых областях и сегментах экономики, в городских и сельских районах, в микро- и малом, среднем бизнесе для развития общего внутреннего рынка страны. При этом КПК ставит задачу социализации каналов занятости. Китайские эксперты подчеркивают, что необходимо помочь талантливым молодым мигрантам вернуться в свои родные города и села, чтобы начать бизнес в сельской местности. Полная занятость в КНР должна исключить возможность снижения уровня доходов, возврата к бедности [9]. Руководство КНР фактически «разводит» интересы занятости поколения «серебряного» возраста и молодых, чтобы не создавать напряженности в социуме. Занятость – это не только семейное, но и национальное дело.
Межпоколенческие отношения тесно связаны с мерами по уходу за пожилыми людьми, особенно теми, кто живет один. Исследование [10] (Zhenyu Wang & Kinglun Ngok, 2024) показало, что семейные межпоколенческие отношения в Китае сегодня трансформируются и зависят от пола, уровня образования, годового личного дохода, самооценки счастья и здоровья. Так, например, мужчины, проживающие в сельской местности, не состоящие в законном браке, имеющие начальное образование или ниже, годовой доход более 50 тыс. юаней при низкой или средней самооценке счастья и хорошем здоровье с большей вероятностью откажутся от традиционного для КНР пути – поддержке родителей. В этой связи в Китае на общегосударственном уровне акцентируется внимание всех социальных служб на семьях, где пожилые родители живут отдельно от своих взрослых детей (в т.ч. уехавших в другие города в связи с производственной целесообразностью) и не хотят заканчивать свою жизнь в домах престарелых: большинство пожилых китайских так называемых «одиночек» категорически их отвергают. Другими словами, законодательные инициативы правительства КНР, развитие систем социального обеспечения и социальных служб по уходу за пожилыми людьми нацелены на замещение традиционного межпоколенческого взаимодействия.
Примечательно, что в Китае проводятся исследования об уровнях психологической и эмоциональной близости между поколениями в условиях географической удаленности или проживания по соседству, при этом обосновывается, что большое расстояние (в условиях урбанизации или миграции по производственным целям) может ослабить как положительные, так и отрицательные отношения между пожилыми родителями и детьми. Но в целом в Китае ослабевает сформированный столетиями межпоколенческий уровень взаимосвязи, подменяемый транснациональным образом жизни [11].
Виктория Вадимовна Перская – доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист России, директор института исследований МЭО и профессор кафедры мировой экономики и финансов Финансового университета при Правительстве РФ, Москва, Россия.
Материалы данной статьи не могут быть использованы, полностью или частично, без разрешения редакции журнала «Социально-трудовые исследования». При цитировании ссылка на ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России обязательна.